Психологические особенности младших школьников

    Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет. Именно этот возраст соответствует годам обучения ребёнка в начальных классах.

    Поступление в школу вносит кардинальные изменения в жизнь ребёнка. Изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Теперь его ведущая деятельность – учение, а важнейшая обязанность – обязанность учиться, приобретать знания. Учение – это серьёзный труд, требующий организованности дисциплины и значительных волевых усилий ребёнка.

    Вчерашний малыш стал школьником и должен влиться в новый для него коллектив, в котором ему жить, учиться и развиваться целых 11 лет. За это время он должен будет приобрести огромное количество новых знаний умений и навыков, познать окружающий мир, природу и общество.

    Чтобы у младших школьников сформировалось правильное отношение к обучению должно пройти какое-то время, а также в этом ему должны оказать помощь и поддержку родители и учитель. Впервые перешагнув порог школы, первоклашки, в общем-то, совсем не понимают, зачем нужно учиться, их интерес к школе подогревает лишь банальное любопытство. Поняв, что учение – это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений, может наступить разочарование, возникнуть отрицательное отношение к учению.
    Для того чтобы это предотвратить, родители и учитель должны постоянно проводить беседы с ребёнком, внушая мысль о том, что учение – это не праздник и не игра, а серьёзная, необходимая и ответственная работа, при этом она очень интересная, так как позволяет узнать много нового, а главное необходимого в дальнейшей жизни.

    Как правило, вначале у ребёнка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности и он ещё не осознаёт её значения. И лишь результаты учебного труда формируют интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Это является основой для формирования у младшего школьника мотива к учению с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

    Интерес может сформироваться лишь при наличии у школьника чувства удовлетворения от своих достижений. Это чувство может быть взращено и впоследствии должно постоянно подкрепляться похвалой учителя, имеющим увидеть и подчеркнуть даже самый маленький успех, самое незначительное продвижение вперёд. Для младших школьников значение похвалы учителя особенно велико, если учитель смог завоевать высокий авторитет у своих подопечных.

    Младшие школьники отличаются особой остротой и свежестью восприятия окружающего мира, им свойственна созерцательная любознательность. При этом следует помнить, что ребёнку этого возраста для того, чтобы воспринять предмет, необходимо что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Со временем, в процессе обучения происходит углубление восприятия, оно становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

    Другая возрастная особенность учащихся младших классов – это слабость произвольного внимания. Если старшие учащиеся могут поддерживать произвольное внимание при наличии отдалённой мотивации (могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

    Непроизвольное внимание младших школьников развито значительно лучше - всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

    Память у учащихся младших классов более развита наглядно-образная, чем словесно-логическая. Им проще запомнить и сохранить в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. У них преобладает механическое запоминание без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

    Воображение младших школьников воссоздающее - связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с заданным описанием, схемой, рисунком и т. д. Развитие творческого воображения связано с созданием новых образов на основе преобразования впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.

    В процессе обучения младшие школьники переходят от познания внешней стороны явлений к их сути. Знания о свойствах и признаках предметов и явлений дают возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. Так начинают формироваться элементарные научные понятия.

    В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

    Следует помнить, что характер младших школьников отличается импульсивностью. Дети склонны действовать незамедлительно, под воздействием сиюминутных обстоятельств и побуждений, не обдумав возможные последствия своих поступков. Причина кроется в необходимости активной внешней разрядки и возрастной слабости волевой регуляции поведения.

    Не могут похвастаться дети младшего школьного возраста и волевыми характеристиками. Им тяжело даётся длительная борьба за намеченную цель, преодоление трудностей и препятствий. Они могут опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности.

    Нередко наблюдаемые капризы и упрямство – следствие недостатков семейного воспитания, а именно привычки ребёнка к тому, что все его требования и желания немедленно исполнялись и он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

    Младшие школьники очень эмоциональны. Их эмоции выливаются буквально на всё: их мысли, наблюдения, действия, поступки. Учащиеся младших классов не могут сдерживать свои чувства и контролировать их проявление. Они откровенны и непосредственны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Их эмоциональность выражается и в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. По мере взросления, формируется способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

    Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. При правильном воспитании за несколько лет ребёнок приобретает важнейший опыт деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно в процессе таких дел ребёнок приобретает основной опыт коллективной деятельности.