Роль семьи в формировании здорового образа жизни школьников


    «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
    Эта тема выбрана не случайно. Самая первая задача этого учебного года поставлена перед начальной школой «Формирование здорового образа жизни». Школа только совместно с родителями может решить эту задачу.
    АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
    Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Валеология предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
    1. Системный подход.
    -Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально- волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка.
    -Успешное решение задач ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
    2. Деятельностный подход.
    Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
    3. Принцип "Не навреди!".
    Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
    4. Принцип гуманизма.
    В валеологическом воспитаниии признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
    5. Принцип альтруизма.
    Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями: "Научился сам - научи друга".
    6. Принцип меры.
    Для здоровья хорошо то, что в меру.
    ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой. В соответствии с этой системой отношений валеологическая воспитательная работа должна осуществляться в следующих направлениях:
    1. "Я и мое здоровье". Резервы моего здоровья - мое богатство.
    2. "Я и другие люди". Взаимодействие в коллективе как условие здоровья ребенка.
    3. "Семья - древо жизни". Моя родословная. Моя роль в семье.
    4. "Мальчики и девочки - чудо природы". Половые различия как основа мироустройства.
    5. "Я и общество". Явления общественной жизни, социальные институты.
    6. " Я и мир вещей”. Уважительное отношение к творениям рук человеческих.
    7. "Мир природы". Взаимодействие с природой как основа здоровья.
    Приоритетным направлением ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.
    Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения ЗОЖ у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
    Помните:
    - если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,
    - если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,
    - если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,
    - если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
    Основа счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь.
    Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
    Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы.
    Важная задача, которую вы должны решить, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами само массажа, способами закаливания и др.
    Не менее важно, чтобы ваш ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма.
    Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.) Учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением.
    Способствовать становлению "внутреннего наблюдателя" в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др.
    Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.
    Важно, чтобы ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства в разных жизненных ситуациях.
    ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
    Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Задача родителей - создать ребенку условия для продвижения по этому пути. И в этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
    Эффективность решения оздоровительных задач ЗОЖ можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.

    Желаю всем доброго здоровья!

    Источник: http://festival.1september.ru/articles/